Эвристика – это здорово!

Очень много учителей искренне стремятся раскрыть творческие способности своих подопечных, увлечь их изучением школьных предметов. Но мало кто знает о существовании такого увлекательного современного средства развития познавательной активности и творческого потенциала детей как эвристические олимпиады (например, разрабатываемые педагогами центра «Эйдос»).

Эвристические олимпиады это задания, на которые нет готовых ответов. В отличие от традиционных, на них соревнуются не в умении решать трудные задачи, а в способности сочинять, изобретать, открывать новое, предлагать собственные версии, конструировать модели, создавать закономерности. Поэтому они интересны в любом возрасте.

Участники становятся заинтересованными в саморазвитии, так как, открытые задания эвристического типа позволяют детям приобретать либо развивать универсальные, креативные и предметные умения и навыки. Отсутствие правильного решения, заранее известного, готового ответа стимулирует школьников к самопознанию, проявлению своих творческих способностей. Решать такие задачи безумно увлекательно. Судите сами: вот несколько примеров заданий эвристических олимпиад.

ТАЙНА УЛИТКИ. Известно, что виноградная улитка всегда движется строго в одном направлении. Как её не поворачивай, она ползёт всегда только в одну и ту же сторону. Предложи несколько версий, объясняющих причину такого упрямого «характера» улитки.

УСТАМИ ГЕРОЕВ. Обычно об авторе литературного произведения рассуждают читатели, критики, литературоведы. А вот интересно, что думают об авторе сами герои его произведений? Всем ли они довольны, всё ли их устраивает в описанных событиях, за что они ему благодарны? Выберите одно из изученных вами в школе произведений и сочините фрагмент текста, в котором герои выражают свои суждения об авторе и его идеях. Постарайтесь передать стиль первоисточника.

МОЯ МЕРА. Есть много различных мер, которые известны всем – времени (секунда), веса (килограмм), скорости (километр в час) и др. Придумайте меры следующих вещей: радости, гордости, глупости, ума, честности, достоинства, совести, дружбы. В каждом случае дайте определение своей мере. Например, мера смеха – хохоток, это когда один раз «ха», «ха-ха» – это уже 2 хохотка.

Я – КОНСУЛЬТАНТ. Все мы знаем «Сказку о Золотой рыбке». Предположим, что дед, сходив к золотой рыбке, почуял, что добром эта история не кончится. И отправился он на консультацию к психологу. Так получилось, что этим психологом оказались вы. Случай, конечно, сложный, но деда надо выручать, ну и себя, конечно, не обидеть. Хорошая консультация того стоит. Послушал дед вашего совета, и все сделал, как вы научили. И зажили с тех пор старик со старухой счастливо и добрым словом психолога своего поминали. В чем был секрет вашего совета?

Эвристические олимпиадные задания педагоги могут разрабатывать и самостоятельно, поскольку не всегда есть возможность участвовать в платных дистанционных олимпиадах. Для конструирования открытого эвристического задания необходимо учитывать ряд условий, основным из которых является отбор образовательных объектов, которые станут основой открытого задания: например, предметные: точка, число, таблица, басня, сказка, молекула, знак, время, глагол, тетраэдр, революция, сила тяжести и т. д., или конкретные реальные объекты: берёза, карандаш, гвоздь, словарь, полиэтиленовый пакет, зеркало и пр. Важно, чтобы это были действительно базовые объекты предметного курса, а не дополнительные или развлекательные его элементы.

эвристика

Критерии оценки выполнения эвристического задания:

– оригинальность (степень отличия ученического ответа от общепринятых норм, толкований, стереотипов и положений);

– творческая продуктивность (количество и качество идей, содержащихся в ответе);

– мировоззренческая глубина (степень проникновения учащегося в основы мироздания и обнаруженный уровень его саморазвития).

Ещё одной особенностью эвристических олимпиад является заполнение блока рефлексивных вопросов, направленных на осознание и анализ выполненной деятельности и ее результатов. Для этого предлагается выбрать один из комплектов рефлексивных вопросов:

классический (Каковы мои главные результаты, что я понял, чему научился? Какие задания вызвали наибольший интерес и почему? Как я выполнял задания олимпиады, какими способами? Что я чувствовал при этом? Каковы были основные трудности и как я их преодолевал?);

эвристический (Когда я прочитал олимпиадные задания, я почувствовал … Лучше (прикольнее, пикантнее, бесшабашнее) всего у меня получилось … Это просто верх (низ, бок, пик, блеск) совершенства (безобразия), потому, что мне удалось (не удалось) … Самый успешный (клёвый, научный, продуктивный) способ, который я применил в этой олимпиаде, это … Теперь я знаю, что … Во время олимпиады я иногда вспоминал, что есть те, кто в ней не участвуют, и думал: … Я стал (не стал) ещё более гениальным (эвристичным, самобытным, чокнутым), потому, что … Пройдет … (дней, месяцев, лет, веков) и самым главным моим воспоминанием об этой олимпиаде будет …).

Рефлексию можно написать не только в виде ответов на вопросы, но и повествовательно в любой другой форме: мини-сочинения, эссе, притчи, детектива, сказки и т. п. Главное, чтобы в ней было осознание того, что было сделано во время олимпиады, что и как происходило.

Оригинальность, креативность и увлекательность таких олимпиад делают их популярными среди школьников и учителей. На удивление ученик с любым уровнем подготовки может выполнить задания олимпиады (проверено!!!). Эвристические задания позволяют участникам олимпиад реализовать свой творческий потенциал, раскрыть каждому самобытность и способность по-своему смотреть на вещи. Если вы узнали об эвристической олимпиаде впервые, обязательно примените её на практике! Удовольствие гарантировано!

Литература

Хуторской А.В. Дидактическая эвристика. Теория и технология креативного обучения. – М.: МГУ, 2003.

Хуторской А.В. Чашкой можно любоваться. Эвристическая олимпиада: как ее подготовить и провести // Учительская газета. 1996. 3 сентября.

Хуторской А.В. Эвристика в образовании: дидактический аспект // Магистр. 1996. № 6. С. 18-32.

 

Похожие страницы:

Как развить креативное мышление

“Русский язык в начальной школе. Олимпиадные задания 1-4 классы”/Пособие для учителя начальных классов:: скачать

 

 

 


Tags:
15.05.2012

ПОНРАВИЛОСЬ? ПОДЕЛИТЕСЬ С ДРУЗЬЯМИ!