Зарождение концепций саморазвития
В конце XIX века, когда культура вознесла Человека до уровня Творца, Создателя, философы, а за ними и психологи, обратили внимание на внутренний мир человека. Ведь человек не просто оболочка, это сосуд, наполненный своим отдельным миром, который до этого не был подвержен изучению. Концепции саморазвития человеческого существа как раз и должны были дать ответы на самые насущные вопросы о личности. Все теории, гипотезы, предположения весьма разнообразны: некоторые учёные усматривали в личности динамическую систему, которая развивается целостно и в одном направлении, но при этом сама личность не догадывается об этом; другие видели в саморазвитии стремление к смыслу своего существования. Таких концепций существует большое множество, все они весьма разнообразны. В большинстве случаев все они сходятся во взглядах на элементы саморазвития. Это:
– личностный рост;
– самореализация;
– самосознание;
– саморазвитие как целостное явление.
Самореализация
В основе самореализации лежит рост, самосовершенствование личности. Первые работы по самореализации в России появились в 80-е годы XX века. В них утверждалась идея о том, что человек является субъектом и автором своей собственной жизни. Ему необходимо выявить и развить все свои возможности и способности. То есть это стремление человека достичь того «потолка», который дан ему природой. Вопросам самореализации личности посвятили свои труды такие известные психологи, как Абрахам Маслоу, Мэг Джей, Эрих Фромм, Карл Рэнсом Роджерс.
Самосознание
В данном контексте учёные анализировали соотношение самооценки с оценкой общественности. Целью самосознания является осознание своего внутреннего «Я», что выражается в независимости субъекта. А это необходимое условие для развития личности, в противном случае субъект не сможет ничего противопоставить обществу и противостоять ему. Некоторые учёные также отмечали о необходимости приобретения своей самости, так как именно самость является показателем роста личности.
Саморазвитие как целостное явление
Что это такое? По мнению С.Л. Рубинштейна, «это базовая способность человека проектировать себя», «способность определять свое отношение к миру». Это сложное социально-биологическое явление, которое обладает собственной логикой развития. В научных работах исследователей В.Б. Бондарева, Я.Л. Коломенского и других в процессе саморазвития выделяют следующие компоненты: самопознание, самоанализ, самовоспитание, самоочищение и прочие.
Известный украинский психолог Г. С. Костюк утверждает, что саморазвитие — это момент становления личности, когда личность максимально находится в состоянии самодвижения, в стремлении постоянно работать над собой. В этом случае человек сам для себя устанавливает приоритеты, выстраивает свою систему моральных ценностей и сам руководит своим психологическим состоянием, ограничивая,тем самым, влияние со стороны общественности.
Популяризатор теософии А. И. Клизовский считал, что существует эволюция развития и воспитания человека благодаря постоянному процессу самосовершенствования. Этот процесс является рычагом не только для развития отдельной личности, но и для всего человечества.
Как итог, следует отметить, что вопрос самосовершенствования очень остро стоит, так как глобализация мира лишает индивида самого главного — его самости. Поэтому очень важно вернуть осознание своей роли в жизнедеятельности, чтобы не стать поглощённым миром, где нет место самости.
Похожие страницы:
Самосовершенствование: практики для души
Философия йоги для начинающих: обзор книг и учений
Tags: концепции саморазвития