До недавнего времени предмета «литература» в начальной школе не существовало, а были уроки «чтения», основной задачей которых было формирование у младших школьников навыка чтения, что притупляло (если не уничтожало и вовсе) естественный интерес к художественному слову, к книге, и эстетические чувства, присущие ребенку дошкольного возраста. На современном этапе начального образования в области чтения и литературы приоритетными становятся задачи литературного развития детей, приобщения младших школьников к литературе как искусству слова.
Литературное развитие ребенка- это развитие его способности к непосредственному восприятию искусства слова, а также развитие тесно связанных с этим восприятием сложных умений анализировать, интерпретировать и оценивать прочитанное, руководствуясь при этом эстетическими критериями. Это и развитие творческих способностей мыслить словесно-художественными образами.
Основным критерием литературного развития младших школьников является уровень восприятия самостоятельно прочитанного произведения. Поскольку художественный текст допускает возможность его разных интерпретаций, принято говорить не о правильном, а о полноценном восприятии, которое и свидетельствует о высоком уровне литературного развития.
Среди основных читательских умений, обеспечивающих полноценное восприятие художественного произведения, выделяют умение воссоздавать в воображении художественные картины, изображенные писателем с помощью слова, и умение целостно воспринимать образ-персонаж, то есть эмоционально относиться к нему, сопереживать.
Специальные исследования показывают, что при выборе возможности просмотреть фильм (мультфильм) по мотивам литературного произведения или прочитать само произведение, 62 % младших школьников предпочитают просмотр экранизаций, а не чтение литературных произведений.
При выборе и литературного произведения и фильма, большинство детей руководствуются не эстетическим, а психологическим мотивом: они не осмысляют идейное, художественное содержание фильма или художественного произведения, ― то есть преобладает пассивное восприятие этих видов искусств.
Эффективное средство развития у младших школьников воссоздающего воображения и эстетического восприятия художественных образов при чтении литературного произведения – использование при чтении литературы экранного искусства.
Необходимо найти пути взаимодействия двух видов искусства, помогающих более полному постижению особенностей как литературы, так и кинематографа (экранных искусств), преодолению ограниченности читательского и наивности зрительского восприятия детей. Познакомив воспитанников с экранными видами искусства (мультипликацией, кинематографом) и их особенностями, необходимо показать детям сходство и различие литературного и экранного видов искусства.
Знакомство с киноискусством должно проходить по линии постепенного углубления художественного восприятия учащихся. Выявление при сравнительном анализе художественного произведения и его экранизации единства темы и различных путей её воплощения поможет ребятам понять отношение авторов к герою, мотивацию его поступков, уяснить взаимоотношения героя с окружающими, одним словом, определить характер развития темы, понять глубину идейного смысла произведения.
Взаимодействие опыта младшего школьника как читателя и как зрителя позволит через сравнение литературных произведений и их экранизации сформировать у детей отношение к художественной литературе как виду искусства, развить эстетическое восприятие, эстетический вкус, воображение младших школьников, а значит повысить уровень восприятия художественного произведения.
Екатерина Ачаковская
Tags: экранизации детских книг