Надо ли уметь дошкольнику читать и писать

Среди родителей и педагогов всегда велись споры по поводу развития у дошкольников  умения читать и писать на этапе подготовки к школе. С одной стороны родителям хочется, чтобы ребёнку было легче адаптироваться к условиям обучения в школе, с другой – это влечёт за собой такую проблему как дублирование дошкольным учреждением программ и учебного материала по обучению грамоте и письму в первом классе.

Важно знать, что чтение и письмо – это формы письменной речи, которая является для младшего школьника новообразованием в речевом развитии; и мы не можем говорить о развитии письменной речи относительно дошкольного возраста.

обучение детей письму

Поэтому обучение чтению и письму в детском саду должно заключаться в подготовке детей к обучению грамоте и письму, которая начинается не в подготовительной группе (как это часто происходит), а намного раньше – по приходу ребёнка в детский сад, совместно с развитием устной речи. Прежде всего имеется ввиду подготовка руки ребенка к письму, а именно развитие мелкой моторики через пальчиковые игры, массаж пальчиков, игры с бусинками, крупой, камешками, мозаикой и пр., через деятельность по самообслуживанию (застегнуть пуговицу, завязать шнурки) и через художественно-изобразительную деятельность (лепка, рисование, аппликация и т.д).

В дальнейшем преемственность в обучении письму заключается ещё и в следующем:

  • обучение детей правильной посадке за столом во время работы с бумагой и карандашом (или ручкой),
  • формирование умения правильно держать в руке карандаш (ручку),
  • формирование умения ориентироваться на странице, на строке, чему предшествует развитие пространственных представлений (вправо, влево, вниз, вверх и т.п.),
  • ознакомление с правилами письма: пишут слева направо, последовательно заполняя страницу, соблюдая величину элементов и расстояние между ними,
  • формирование умения вести линию (прямую, изогнутую, плавную, ломаную), следя при этом за нажимом,
  • специальные графические упражнения, позволяющие ребенку учиться ограничивать свои движения определенными графическими задачами (штриховка, раскрашивание, черчение по контуру, рисование предметов, узоров, элементов букв и т.д.), при этом большое внимание уделяется развитию глазомера, точности зрительного восприятия, двигательной и зрительной памяти, аккуратности, соблюдению гигиенических правил письма.

Однако вся эта работа зачастую кропотливо проводится лишь учителями начальных классов в подготовительный период обучения письму в 1 классе, то есть уже с большим опозданием.

Графический навык – это не только сенсомоторный навык, но и перекодировка акустических единиц в графические знаки, требующая правильного соотнесения звука и буквы. Поэтому подготовка дошкольников к письму осуществляется в единстве с подготовкой к обучению чтению, основная задача которой заключается в том, чтобы заложить основы языкового образования дошкольников, помочь ребёнку осознать собственную речь, выделить её составляющие, помочь осознать тот факт, что звучащую речь можно записать, а затем вновь озвучить – прочитать. Безусловно, при этом обучение должно осуществляться через игру.

Направления работы по подготовке детей к чтению в детском саду:

Развивающие игровые задания со словами, слогами, звуками и буквами.   При этом возможно знакомство с буквами как графическим обликом звуков. Однако дошкольник знакомится с буквой только в основном значении,  т.е. в таких словах, где звучание совпадает с написанием, например: луна, стол, лиса, мак…

Развитие фонематического слуха (что имеет значение и для развития в дальнейшем грамотного письма). Фонематический слух предполагает способность ребёнка выделять отдельные звуки, звучащие комплексы из потока речи. Начинать развитие фонематического слуха нужно не со звукового анализа слов, который проводится в процессе обучения старших дошкольников, а гораздо раньше, с развития неречевого слуха, то есть восприятия и различения природных и бытовых звуков (восприятие шума воды, ветра, гудков машин, скрипа дверей, музыкальных звуков, голосов людей и животных). Формируясь, сложные психические процессы опираются и зависят от более элементарных функций, лежащих в их основе и составляющих основу для их развития.

Развитие интереса и любви к книге, к художественному слову. Дошкольное детство – важный этап в воспитании внимательного, чуткого читателя, любящего книгу, которая помогает малышу познавать окружающий мир и себя в нём, формировать нравственные чувства и оценки, развивать эстетическое восприятие. Именно в дошкольном возрасте начинает складываться начитанность ребёнка, которая в дальнейшем во многом определяет его кругозор. Книга даёт детям прекрасные образцы литературного языка, способствует общему развитию речи, учит владению изобразительно-выразительными средствами языка. Через интерес к книге, стремление к общению с ней, у ребёнка формируется интерес к чтению.

обучение дошкольников чтению и письму

Среди общих факторов, обеспечивающих психологическую готовность дошкольника к обучению родному языку, хочется отметить следующие:

Развитие кругозора, любознательности ребёнка. Как пишет психолог К.В.Бардин,

правильно поступают те взрослые – не только родители, конечно, но и другие члены семьи (бабушки и дедушки, старшие братья и сестры и т. д.), – которые основное внимание уделяют повседневному общению с ребёнком. Они рассказывают ребёнку много интересного, читают детские книжки, вместе рисуют, придумывают сказки, разъясняют разные природные явления, обращающие на себя внимание. Дома они вместе проговаривают то, что видели на прогулке, – это легко делается под предлогом рассказа другим членам семьи, но те, естественно, должны проявлять при этом полную заинтересованность… Ради общения со взрослым, которое возникает в процессе совместного чтения, ребёнок готов преодолевать трудности чтения, которых в другом случае он старается всячески избегнуть.

Развитие творческого воображения ребёнка.  Развитие воображения и производных от него творческих способностей реализуется в играх, активном восприятии сказок, художественном творчестве и других специфических для дошкольного возраста видах деятельности. Творчески развивающие формы деятельности в образовательном процессе обеспечивают создание психологического фундамента готовности к начальному обучению.

Исследователями был обнаружен примечательный факт: дети-первоклассники, испытывающие трудности на стадии первоначального формирования умений каллиграфии, имеют низкий уровень развития воображения; наоборот, дети, успешно осваивающие эти умения, обладают сформированным воображением. Возникает вопрос: как же соотносятся эти, казалось бы, столь разные (если не сказать – полярные) явления? Можно предположить, что ребёнок затрудняется писать красиво, поскольку не способен увидеть «со стороны», «глазами других» то, что он делает. Ему бесполезно лишний раз «разжёвывать инструкцию», бесполезно ужесточать контроль за выполнением задания. У ребёнка отсутствует «интегральный взгляд» на себя, основанный на воображении, который при благоприятных условиях формируется в дошкольных видах деятельности (в первую очередь – в игре). Иными словами, это происходит задолго до того, как ребёнку начинают целенаправленно прививать учебные умения, в том числе умение читать и писать.

По наблюдениям В.Т.Кудрявцева,

определённая часть детей, которые имеют психологические проблемы с обучением в начальной школе, в дошкольном возрасте либо испытали дефицит названных видов деятельности, либо не нашли в них материала для развития собственного воображения (в силу их соответствующей организации). Недоигравшие дети едва ли смогут хорошо учиться в школе: ничто так не препятствует созданию психологического фундамента школьной готовности, как ранняя и форсированная подготовка дошкольников к школе на специальных «тренировочных» занятиях. Многие умения и навыки, которые обычно квалифицируются как шаблонные, уходят своими корнями, как ни парадоксально, в сферу раннего развития творческих способностей.

Эту же мысль подтверждает Е.Е.Кравцова: психологическая готовность к школе прямо и непосредственно связана с развитием воображения… не надо через силу учить ребёнка каким-то «школьным» умениям и навыкам, необходимо развивать воображение, а для этого с ребёнком прежде всего нужно играть.

 

 Похожие страницы:

Электронная библиотека сказок

Экранизация: читать книгу или смотреть фильм?

 

 

Tags: ,
12.02.2013

ПОНРАВИЛОСЬ? ПОДЕЛИТЕСЬ С ДРУЗЬЯМИ!