Цифровое слабоумие у детей и подростков: защитите детей от гаджетов

цифровое слабоумиеНе так давно в современной медицине появился пугающий термин «цифровое слабоумие» (digital dementia), пришедший из Южной Кореи – лидера по оцифровыванию населения: около 85 % корейцев владеют интернетом и 75 % смартфоном. Специалисты стали замечать, что среди подростков, часто пользующихся цифровыми технологиями, проявляются такие симптомы как расстройство внимания и памяти,  слабый самоконтроль, когнитивные нарушения и депрессия. По результатам исследований выяснилось, что мозг таких пациентов схож с мозгом, страдающих старческой деменцией или перенёсших черепно-мозговую травму.

Массовое использование смартфонов, планшетов и прочих цифровых гаджетов — необратимая черта современного общества как следствие технологического прогресса. Ничего плохого в этом нет, цифровые девайсы облегчают многие виды деятельности, обеспечивая удобство и ускоряя процесс. Кроме того, никто из людей не хочет отставать от современных условий, прослыть ретроградом или рутинером. Вот только у новых технологий есть «побочный эффект» – вместе со всяческими гаджетами во все слои общества всех стран проникает вирус цифрового слабоумия, не знающий ни социальных, ни географических границ.

Гаджеты опасны для детей и подростков, если пользоваться ими бесконтрольно, и заботливым родителям необходимо это учитывать. Легковой автомобиль тоже гениальное изобретение человечества для удобства и облегчения жизни, однако мы не пускаем за руль детишек. Так почему же, не дожидаясь, когда малыш вырастет и станет взрослым, мы даём ему в руки планшет?

Проблема цифрового слабоумия нами ещё не осознана, и поскольку Россия присоединилась к цифровому миру позднее, нет систематических исследований на эту тему. Однако мы можем учиться на чужих ошибках и прислушиваться к стороннему опыту. Среди западных научных трудов в области нейробиологии, физиологии мозга, педиатрии, нейрофизиологии, психиатрии и психологии от года к году возрастает количество публикаций о влиянии цифровых технологий на мозг и здоровье детей. Хотя процесс только начался, и ещё нет широкой статистики и цельной картины, лучше как можно раньше начать задумываться о рисках, которым мы подвергаем малышей…

Свидетельств потенциальной опасности гаджетов для ещё не развитого мозга предостаточно. Да и не это даже важно, ведь кроме результатов научных исследований есть ещё интуиция профессионалов в своей области науки, которой они посвятили многие годы, и есть материнская интуиция… Так почему бы не прислушаться к мнению умных и опытных людей и к своей интуиции?

 

Главный фактор в истории с цифровым слабоумием — время. Представьте только, сколько времени дети тратят, проводя его за экранами гаджетов! По исследованиям британского биолога, доктора Арика Сигмана среднестатистический семилетний европеец проводит у экранов больше года (по 24 часа в сутки), а восемнадцатилетний — больше четырех лет! Западный подросток тратит около восьми часов в сутки, проводя время за девайс-экранами. Это время украдено у жизни, поскольку оно потрачено впустую, использовано вместо общения со сверстниками и родителями, подвижных игр и занятий спортом, чтения книг и слушания музыки – того, чего требует детский организм и развивающийся мозг ребёнка.

Может быть сейчас другое время, не то, что было раньше, когда ещё не было гаджетов, и может быть дети сейчас другие? Да, время другое. А мозг тот же: сто тысяч миллиардов нейронов, около 1,4 килограмма серого и белого вещества, совершенный орган, потребляющий до 20 % энергии, хранящий память всех событий, знания, умения, талант – всё, что определяет неповторимость каждой личности. И мозг современного ребёнка требует такого же развития, как и мозг ребёнка, живущего тысячу лет назад.

Никакие инновационные технологии не могут изменить срок вынашивания ребёнка в утробе матери. Точно так же и с мозгом: в течение двадцати (!) лет после рождения человека его мозг увеличивается в 4 раза, выстраивает множество нейронных связей, укрепляет синапсы, «учится» проводить сигнал быстро и без потерь. И после этой гигантской работы, мозг продолжает развиваться, только уже после 20-25 лет делает это намного медленнее, как бы достраивая деталями то, что уже построено к двадцати годам.

Учёные за несколько веков выявили уникальное свойство мозга — пластичность, благодаря которому мозг сам себя формирует, откликаясь на сигналы из внешнего мира. Каждое действие и событие, то есть любой опыт человека, запускают в мозге процессы, приводящие к запоминанию и оценке этого опыта, и выбору правильной реакции. За очень длительное время наука накопила много свидетельств проявления фантастической пластичности мозга. Один из случаев: у британца Люка Джонсона с рождения не двигались правая рука и нога из-за травмы левой стороны мозга при рождении; спустя несколько лет Люк уже в полной мере пользовался и левой и правой ногой, поскольку в течение первых двух лет жизни с Люком делали специальные упражнения, в результате которых мозг сам себя модернизировал — перестроил нервные пути так, чтобы сигнал шёл в обход повреждённого участка мозга.

Множество проведённых экспериментов доказывают, что именно богатая внешняя среда, приглашающая к исследованию и открытиям, — мощнейшее средство развития мозга. Разнообразная окружающая среда вызывает вызывает положительные изменения: увеличиваются размеры нейронов, сам мозг (вес) и его кора, у клеток появляется больше дендритных отростков, которые расширяют её способности к взаимодействию с другими нейронами, утолщаются синапсы, укрепляются связи. Также возрастает производство новых нервных клеток, ответственных за обучение и память. Удивительно, что внешняя среда может оказывать настолько сильное влияние, что может изменить даже генетические предопределённости! В 2000 году было проведено исследование «Отсрочка проявления болезни Хантингтона у мышей» (Van Dellen et al., «Delaying the onset of Huntington’s in mice), которое сегодня часто цитируется. С помощью генной инженерии учёные создали у лабораторных мышей болезнь Хантингтона, которая у человека на ранних стадиях проявляется в нарушении координации движений и когнитивных нарушениях, а затем приводит к распаду личности — атрофии коры головного мозга. Контрольная группа этих мышей, жившая в стандартных лабораторных боксах, постепенно угасала, демонстрируя от теста к тесту постоянное и быстрое ухудшение. Для экспериментальной группы мышей была создана другая окружающая среда — большое пространство с различными объектами для исследования (лестницы, туннели, колёса и пр.). В такой стимулирующей среде болезнь начинала проявляться значительно позже, причём степень нарушения движений была меньше. Как видите, даже в случае генетического заболевания природа и воспитание могут успешно взаимодействовать.

Внешняя среда оставляет важнейшие следы в нашем мозгу. Подобно тому, как увеличиваются мышцы во время тренировок, то же делают и нейроны, обзаводясь большим количеством отростков, а значит — более развитыми связями с другими клетками.

Мы сами развиваем свой мозг, а значит и своё будущее. Всё, что бы мы ни делали, чем бы ни занимались – всё оставляет следы в нашем мозгу. Таня Бирон, британский профессор психологии утверждает: «Ничто не может заменить того, что дети получают от собственного, свободного и независимого мышления, когда они исследуют физический мир и сталкиваются с чем-то новым.

Мир современных детей и подростков сжался почти до размеров экрана планшета. Сейчас бегающая орава детей во дворе – большая редкость, дети не лазают по деревьям, не пускают кораблики в ручейках, не бегают под дождём босиком по тёплому асфальту, не болтают друг с другом часами, а сидят, уткнувшись в смартфон или планшет… Известный британский нейробиолог, профессор Оксфордского университета Сьюзен Гринфилд пишет: «Удивительно, как быстро сформировался совершенно новый тип среды, где вкус, обоняние и осязание не стимулируются, где большую часть времени мы сидим у экранов, а не гуляем на свежем воздухе и не проводим время в разговорах лицом к лицу». Есть о чём задуматься и волноваться.

Чем больше внешних стимулов в младшем и подростковом возрасте, тем активнее и быстрее развивается мозг. Поэтому важно, чтобы ребёнок физически, а не виртуально исследовал мир: копался в земле в поисках червячков, вслушивался в незнакомые звуки, ломал предметы, чтобы понять, что внутри, бегал, плавал, боялся, удивлялся, восхищался, задумывался, принимал решения и находил выход из ситуации. Мозгу нужна пища — опыт.

А ещё ему нужен хороший сон, во время которого весь опыт, приобретённый за день, тщательно и спокойно перерабатывается, пока человек недвижим. За это время мозг совершает важнейшие действия, которые можно сравнить с электронной почтой. Гиппокамп опустошает свой почтовый ящик, рассортировывает письма и раскладывает по папкам в коре головного мозга, где обработка писем завершается и формируются ответы на них. Вот почему утро вечера мудренее. Важные решения часто приходят во сне, потому что спит человек, а вот мозг не дремлет.

Зависимость от  Интернета, соцсетей, компьютерных игр сокращает время сна у подростков, что приводит к его серьёзным нарушениям. К тому же однообразное времяпрепровождение резко ограничивает количество внешних стимулов, то есть пищи для мозга. Он не получает достаточного опыта, чтобы развить важнейшие участки, ответственные за сопереживание, самоконтроль, принятие решений. А то, что не работает, отмирает. У человека, переставшего ходить, атрофируются мышцы ног. У человека, не тренирующего память,  неизбежно возникают проблемы с памятью. Мозг может не только развиваться, но и деградировать, его живые ткани могут атрофироваться. Пример тому — цифровое слабоумие.

Один из ведущих экспертов в области развития мозга канадский нейропсихолог Брайан Колб говорит: «Всё, что меняет ваш мозг, меняет ваше будущее и то, кем вы будете. Ваш уникальный мозг — не только продукт ваших генов. Он формируется вашим опытом и образом жизни. Любые изменения в мозгу отражаются в поведении. Справедливо и обратное: поведение может изменять мозг».

В сентябре 2011 года уважаемая британская газета «Дейли телеграф» опубликовала открытое письмо двухсот британских учителей, психиатров и нейрофизиологов, в котором они пытались привлечь внимание людей, принимающих решения, к проблеме погружения детей и подростков в цифровой мир, которое драматически сказывается на их способности к обучению. Любой учитель вам скажет, что учить детей стало гораздо труднее. Они плохо запоминают, не могут концентрироваться, быстро устают, а стоит отвернуться — тут же хватаются за смартфон. В такой ситуации трудно рассчитывать, что школа научит ребёнка думать, потому что в его мозгу просто нет материала для думания.

Многие возразят: наоборот, дети теперь такие умные, они из Интернета берут столько информации! Только вот проку от этого нет, ведь эта информация не запоминается. Запоминание напрямую связано с глубиной переработки информации. Когда мы думаем, размышляем о чём-то – это запоминается. Информацию, которую подростки находят в интернете, чтобы сделать домашнее задание, написать реферат или доклад, ими практически не обрабатывается. Нынешнее поколение Copy/Paste копируют куски текста из Интернета, порой даже не прочитывая, и вставляют в итоговый документ. Работа сделана. В голове — пусто. Поэтому сказать, что дети стали умнее благодаря Интернету, нельзя. Нынешние одиннадцатилетние выполняют задания на уровне восьми- или девятилетних 30 лет назад. Вот одна из причин, которую отмечают исследователи: дети, особенно мальчики, играют больше в виртуальных мирах, чем на открытом воздухе, с инструментами и вещами… Мозг не получает нужной пищи, чтобы развиваться.

Может быть, нынешние цифровые дети стали более творческими? Похоже, что и это не так. В 2010 году в Колледже Вильгельма и Марии в Вирджинии (США) провели масштабное исследование — проанализировали результаты около 300 000 (!) тестов Торренса, в которых участвовали американские дети, начиная с 1970 года. Ребёнку предлагается дорисовать до целостного изображения простую геометрическую фигуру, например, овал, или части каких-либо фигур. Начиная с 1990 года творческие способности американских детей пошли на убыль. Они менее способны производить уникальные и необычные идеи, у них слабее чувства юмора, хуже работают воображение и образное мышление.

То, что современные цифровые подростки могут одновременно делать домашнее задание, говорить по телефону, писать смс и смотреть ролик в Ютубе, тоже не свидетельствует о высокой работоспособности мозга. Этот миф был развенчан исследованием Стэнфордского университета. Среди студентов младших курсов выбрали две группы: те, кто способен (по собственному мнению) выполнять несколько задач одновременно и те, кто не способен. Обеим группам показывали на экране в течение 100 миллисекунд три геометрические фигуры — два прямоугольника и знак плюс — и просили запомнить. Затем, через паузу в 900 миллисекунд, показали почти то же самое изображение, в котором одна из фигур чуть изменила положение. Испытуемому надо было лишь нажать кнопку «Да», если что-то изменилось в картинке, или «Нет», если картинка та же. Это было довольно просто, но с этим заданием «многозадачники» справлялись чуть хуже, чем «немногозадачники». Затем ситуацию усложнили — стали отвлекать внимание тестируемых, добавляя в рисунок лишние прямоугольники, но другого цвета — сначала два, потом четыре, потом шесть, но само задание оставалось тем же. И вот тут разница была заметной. Оказалось, что многозадачников сбивают с толку отвлекающие манёвры, им труднее сосредоточиться на задаче, они чаще ошибаются. По мнению Сьюзен Гринфилд, «цифровые технологии инфантилизируют мозг, превращая его в подобие мозга маленьких детей, которых привлекают жужжащие звуки и яркий свет, которые не могут концентрировать внимание и живут настоящим моментом».

Помешательство на цифровых технологиях, зависимость от смартфона, планшета или ноутбука влечёт за собой и другие разрушительные последствия для детского организма: ожирение, проблемы с опорно-двигательным аппаратом, различные невралгические расстройства. Социализация подростков, черпающих модели поведения в Интернете и соцсетях, терпит крах, способность к эмпатии стремительно снижается, а немотивированная агрессия повышается…

Производители гаджетов стараются не замечать эти исследования, и это понятно: цифровые технологии — гигантский бизнес, нацеленный на детей как на самую перспективную аудиторию. Какой родитель откажет своему любимому чаду в планшете? Это так модно, так современно, и ребёнок так хочет его заполучить. Ведь ребёнку надо дать все самое лучшее, он не должен быть «хуже других». Но, как отмечает Арик Сигман, дети любят конфеты, однако это не повод кормить их конфетами на завтрак, обед и ужин. Всему своё время. Не стоит бояться, что ребёнок упустит время и не освоит вовремя все эти гаджеты. Специалисты утверждают, что никаких специальных способностей для такого освоения человеку не требуется. Как сказал С.В.Медведев, директор Института мозга человека РАН, стучать по клавишам можно научить и обезьяну. Объясните детям, что цифровые устройства — это инструмент, помогающий взрослому человеку в работе. Нам, кстати, тоже злоупотреблять ими не стоит, лучше запоминать и искать дорогу без навигатора, чтобы тренировать свою память и способности к ориентированию в пространстве — отличное упражнение для мозга. Лучшее, что вы можете сделать для своего ребенка, это не покупать ему планшет или смартфон, пока он не выучится как следует и не сформирует свой мозг, считает немецкий психиатр и нейрофизиолог Манфред Шпитцер. Если же Вы считаете, что ребёнка можно допускать к компьютеру или планшету в целях развития, то ограничьте его время проведения за экраном. Как советуют специалисты детям до пяти лет лучше вообще не использовать гаджеты; до 13 лет ограничивать их использование до 30 минут в день.

Ведь ничто не может заменить живого общения родителей с детьми, учителей с учениками, сверстников со сверстниками. Человек — существо биологическое и социальное. И тысячу раз правы родители, которые водят своих детей в кружки, читают им книжки на ночь, вместе обсуждают прочитанное, проверяют домашние задания и заставляют переделывать, если оно сделано левой ногой, накладывают ограничения на использование гаджетов. Лучших инвестиций в будущее ребёнка придумать невозможно.

Tags:
19.05.2019

ПОНРАВИЛОСЬ? ПОДЕЛИТЕСЬ С ДРУЗЬЯМИ!