У ребёнка истерика – как правильно реагировать

истерика у ребенкаРебёнок впал в истерику – что делать родителю, как правильно отреагировать, чтобы не навредить малышу и предотвратить повторение такого поведения? Прежде всего задумайтесь – какова причина припадка, возможно ребёнок, проявил такую реакцию в попытке проманипулировать взрослым, добиваясь своего.

Нередко жертвами детских манипуляций становятся родители, придерживающиеся демократичного стиля воспитания. Избалованные малыши садятся взрослым на шею, заставляя исполнять любую прихоть. Однако бывает и так, что от подобных психологических хитростей со стороны чада не застрахованы даже самые строгие родители. Как понять, что истерика у ребёнка – это манипуляция?

Дети манипулируют родителями осознано и неосознанно. Неосознанная манипуляция — это, когда механизм добиваться своего не отработан. Ребёнок действительно заболел, сильно расстроен, обижен или подавлен отказом. Его эмоциональная реакция, конечно, признак манипуляции, но при этом он не ждет хорошего результата, а только выражает свои эмоции. Осознанные манипуляции случаются у детей, когда они проделывают одни и те же приемчики много раз и более того оттачивают свои технические навыки: плачут сильнее, завывают голосистее, молчат дольше, препираются изысканнее. В этом случае стоит уже приниматься за какие-то меры.

Чтобы не развивать качества манипулятора в своем ребёнке, важно вовремя распознать первые попытки манипуляции и чётко дать понять, что она не работает. Для этого необходимо отмечать регулярно повторяющиеся случаи, когда ребенок получает то, чего вы ему не позволяли.

В качестве «методов» получения желаемого малыш может использовать слёзы, выпрашивание, лесть, истеричное или агрессивное поведение.
Если родитель внимателен и чуток, то ему не составит особого труда сопоставить «масштаб трагедии» (то есть восприятие ситуации ребёнком), и реальную важность того, что он хочет получить, и, таким образом, выявить попытку манипуляции. Также можно напрямую поговорить с ребёнком (до того, как эмоции захлестнут его), узнать, чего он конкретно хочет и зачем.

Чтобы манипуляции со стороны ребёнка не стали осознанным инструментом, не стоит воспитывая малыша провоцировать его, побуждая использовать манипуляцию для достижения целей. Не подкрепляйте возникшие однажды поступки манипулятивного характера (самым главным подкреплением для ребёнка служит, конечно, получение того, чего он требовал). И старайтесь не подавать отрицательный пример, используя манипулятивные методы воспитания: «Купить тебе шоколадку? Тогда убери игрушки!», «Ты меня любишь? Тогда отправляйся спать!»…

Помните о том, что малыши не умеют переживать стыд и смущение. Эти чувства появляются в старшем возрасте, а потому без проблем могут устраивать истерики в общественных местах. И тогда взрослым легче пойти на уступки расшалившемуся ребёнку, чтобы тот успокоился. Например, малыш закатывает истерику в магазине, требуя купить ему игрушку. И мама, краснея от стыда за своего несдержанного капризулю, покупает – то есть становится жертвой манипуляции.  Если вы оказались в подобной ситуации, не спешите сдавать позиции и выполнять требования, которые находятся за гранью ваших интересов. В противном случае ребёнок, почувствовавший вашу слабую оборону, будет и дальше заставлять вас действовать ему в угоду.

В момент, когда вы понимаете, что ребёнок пытается проманипулировать вами, раздражение, злость, обида и желание наказать – естественная реакция, но эти деструктивные эмоции нужно подавить. В таких случаях они как легковоспламеняющаяся жидкость, которую впрыснули в небольшой костёр. Поэтому эффективнее проявить терпение и непоколебимость, спокойно излагая свои доводы и договариваясь с ребёнком.

Но не перегибайте палку: разумно избегайте всяческих утомительных диалогов. Если ребёнок спорит уже более 10 минут, то причина всего этого одна — довести родителя до того, чтобы он от утомления сдался. Поэтому если сказано чёткое «нет», то аргументация должна быть короткой и без длительных рассуждений по этому поводу.

Сохраняйте спокойствие при истерике малыша, это трудно, но только так манипулятор сможет понять, что истериками ситуацию не улучшить, что этот метод не работает. И важно за плаксу браться всей семьёй, чтобы никто из домочадцев не изменил своего решения в последний момент и не пошёл навстречу ноющему «шантажисту».

Просьба от манипуляции отличается тем, что дети не задумываются о последствии своих желаний. В результате они опускают аргументацию родителя и продолжают требовать. Для того чтобы ребёнок не скатывался постоянно к манипуляциям, его нужно готовить к тому, чтобы он сам начинал задумываться о том, что произойдёт, если его желания сбудутся и что он будет с этим делать, т.е. учить брать ребёнка ответственность на себя за свои решения. Пока он мал, подобные разговоры бессмысленны, но с возрастом ему необходимо поручать дела, обязанности, которые бы помогли осознавать его поступки и возможности.

Если вашему малышу от 2-х до 4-х лет, участившиеся вдруг истерики у ребёнка могут сигнализировать о переходном психологическом возрасте – так называемом “кризисе трёх лет”, как он проявляется и что делать с истерикой и другим негативным поведением читайте в статье “Кризис трёх лет: проявления и советы по преодолению“.

Tags:
21.04.2019

ПОНРАВИЛОСЬ? ПОДЕЛИТЕСЬ С ДРУЗЬЯМИ!