Учим детей содержательной самооценке

В начале обучения 6-7-летним детям не всегда удаётся действовать по образцу,  контролировать и оценивать результат своих усилий. Однако потребность в том, чтобы результат его стараний был оценён взрослыми, довольно сильна.  При этом для ребёнка, только что пришедшего в школу, объектом оценки является не результат внутреннего самосовершенствования, не качество умений и знаний, которыми он овладевает, а усилия, потраченные на разрешение учебной задачи и формальный результат разрешённой задачи.

Смысл учебно-познавательной деятельности заключается в том, чтобы повернуть школьника от внешнего объекта к внутреннему, т. е. ориентировать ребёнка на саморазвитие, самообразование, самосовершенствование. Это очень важно, т. к. ясность учебной цели служит одной из основ положительной мотивации учения.

К примеру, ставя перед детьми математическую задачу, педагог говорит: «Эту задачу до вас  уже решили сотни тысяч учеников. Сегодня вместе  с вами её решат ещё десятки тысяч ваших сверстников. Если вы правильно её решите, то получите тот же самый ответ, который был получен другими. Какой же смысл решать вам задачу, которая уже решена?» С помощью учителя дети понимают, что дело вовсе не в решении самой задачи, а в том, чтобы самим овладеть способом решения таких задач, развить необходимые умения, закрепить знания и т. д. После совместной формулировки  учебной задачи ученики приступают к её решению. При каждом выполнении подобных упражнений педагог напоминает учащимся, к какой цели они стремятся, и когда задача решена, ребенок оценивает себя: какие умения приобрел, сложно ли было и почему, как закрепить  и улучшить результат…

Сознавая и принимая цель своей деятельности, школьник воспринимает оценку педагогом результатов своего учебного труда как опору для последующего усовершенствования своих знаний и умений. После этого можно учить ребёнка оценивать свою деятельность, т. е. сопоставлять полученные результаты с определённым эталоном.

Приведём примеры некоторых эффективных приёмов формирования умения у младших школьников давать содержательную оценку их деятельности, применяемые в педагогике. Эти приёмы полезно использовать и родителям во время домашних занятий с ребёнком.

Стимулирующая корректировка. Приём используется на этапе «безэталонной» учебно-познавательной деятельности школьника. Педагог одновременно оценивает умения ребёнка и указывает конкретные пути их совершенствования, объясняет и показывает, как выполнять, как делать, какому образцу следовать. На этом этапе должны преобладать одобрительные оценки: «Я рад твоим успехам!», «Попробуй сделать вот так!», «Мне нравится твоя работа!», «Смотри, как я буду это делать, а теперь повтори!», «Ты мог бы и лучше… попробуй ещё раз!» и т. д.

Развёрнутое оценочное суждение учителя. В этом случае речь взрослого выступает  в качестве образца содержательного оценочного суждения. Необходимо обязательно применять развёрнутую оценку, когда дети учатся воспринимать эталон и соотносить с ним проделанную работу. Пример развёрнутого суждения: «Я внимательно ознакомился с твоим сочинением, прочёл его несколько раз и пришёл к выводу, что оно интересно написано. Но ты меня огорчил своей небрежностью: как можно так искажать буквы! Ещё немного усилий, и ты сможешь овладеть совершенно нормальным почерком. Тогда твоё сочинение будет читаться более легко, и читатель не упустит ни одну твою мысль, так как не будет задерживаться и раздражаться из-за твоего искажённого почерка… Хочешь переписать его красиво?»

Определение эталона. Это приём заключается в следующем. Основываясь на определённом опыте ребенка, перед выполнением задания ставится задача определить образец или критерии, по которым будет оцениваться предстоящая работа.

Анализ своей работы. Цель — обратить внимание ученика на процесс своего продвижения. Обратитеь к ученику с просьбой сообщить, доволен ли он сам своей работой (своим устным ответом) и почему. Вот пример такой самооценки первоклассника: «Я  написал букву Т 10 раз. Из них по образцу получилось 4. Остальные получились кривые. Мне нужно ещё поупражняться.»

Сравнение с работой товарища. Смысл приёма —доброжелательные критические замечания, и советы по улучшению работы товарища. Ребенку предлагается высказать свои замечания о работе товарища и о своей работе: сначала отмечая положительные моменты, затем критикуя, выражая огорчение и надежду. Так обогащается содержательным смыслом оценочная и самокритическая деятельность школьников.

Дискуссии. В ходе дискуссии дети постепенно приучаются высказывать своё мнение, выслушивать мнение товарищей, спорить, обсуждать, обосновывать свою позицию, а также следовать нормам общения. Как правило, дискуссии удобно организовывать на такие темы: «Кого можно назвать вежливым», «Что такое красота», «Что такое грубость», «Зачем нужно учиться», «Как надо сочувствовать и сопереживать», «Как стать храбрым» и т. д. К дискуссии нужно подготовиться заранее: дать задание подобрать материал (факты, афоризмы, поговорки), обратиться к справочникам. В результате дискуссий дети обогащают жизненный опыт. Взрослый (педагог или родитель) преднамеренно занимает противоположную точку зрения в дискуссии или высказывает сомнения, и руководит ситуацией таким образом, чтобы дети доказывали ему свою правоту, и добившись правильных аргументов, «сдаётся»: «Вы убедили меня… спасибо вам за это!» Таким образом, присвоение учениками тех или иных правил, принятие значимых позиций происходит естественным путём и является более действенным, чем прямое убеждение.

Овладев определёнными эталонами, присвоив образцы оценочных суждений и опыт содержательной оценки в отношении своих работ и работ товарищей, ребёнок активно включает самооценочный компонент в свою самостоятельную учебно-познавательную деятельность: анализирует свои знания и умения, определяет свои ближайшие планы, задачи, намерения, направленные на самосовершенствование. Это придаёт ему уверенность в своих силах.

 

 

 

Tags:
05.06.2012

ПОНРАВИЛОСЬ? ПОДЕЛИТЕСЬ С ДРУЗЬЯМИ!