Самопрезентация: 5 секретов успеха

Самыми важными человеческими потребностями в плане самореализации являются: потребность в общении, потребность в «правильном» восприятии (как вас воспринимают), потребность  в признании (как вас оценивают), потребность в самовыражении (возможность самореализации).

Эти потребности являются основой  при создании положительного впечатления о себе и достижении социальной успешности.  В межличностном общении процесс предъявления информации о себе для получения социального одобрения называют самопрезентацией.

Навыки самопрезентации важны при устройстве на работу, публичном выступлении, ведении переговоров, знакомстве с новыми людьми. Самопрезентация, это то, как вы преподносите себя окружающим: дома, на работе, на отдыхе, в новой компании.

Первое впечатление о человеке создаётся по внешнему виду,  однако часто бывает обманчивым.  Каждый из нас  сталкивался в жизни с людьми, на которых приятно посмотреть, но когда они начинали говорить, возникала мысль «лучше бы он молчал». С началом общения попросту пропадает «очарование» и рушится приятный образ. В действительности впечатление о  человеке в большей степени складывается из общения с ним. То, что вы рассказываете  о себе, друзьях, знакомых, делах, формирует ваш образ и отношение собеседника к вам. Формирование правильного образа, благоприятного для восприятия  окружающих, беспокоит каждого. Подсознательно, ещё будучи детьми, мы делим людей на хороших и плохих, на добрых и злых. Приобретая жизненный опыт, мы распределяем окружающих на приятных и неприятных, на лидеров и аутсайдеров, на удобных и неудобных и т. д.

 

Итак, раскрываем секреты успешной самопрезентации.

1. Создание правильного имиджа

Имидж – это целенаправленно сформированный образ, оказывающий эмоционально психологическое воздействие на целевую аудиторию. Как сформировать такой образ, который будет нравиться большинству?  Как правило, он складывается из таких  характеристик как безупречный внешний вид, спокойный, уверенный в себе,  здоровый и сильный, дружелюбный.

Никто не отменял общепринятой догмы «по одёжке встречают».  Именно то, что мы видим в первый момент влияет на наше восприятие. Именно поэтому при трудоустройстве в требованиях к кандидатам многие уважающие себя компании указывают на наличие презентабельного внешнего вида. Это немаловажный фактор. Так как при работе с людьми  вы будете представлять данную компанию, а следовательно являться её «лицом». Вам нравится общаться с неприятными лицами?..

Безупречный внешний вид вовсе не подразумевает наличие дорогой и модной одежды, дизайнерской обуви, причёски, сделанной в салоне vip-класса. Что касается одежды, для того, чтобы с вами приятно было общаться, уже достаточно того, если вы опрятно и со вкусом одеты, ваша обувь начищена, волосы и ногти ухожены.

Аккуратность во внешнем облике – значимая часть успешного имиджа, но без поведенческого фактора она бессмысленна.

Формируя свой образ, не забудьте про невербальные средства. Очень многое о человеке можно понять по его мимике, жестам, позам. Если ваш собеседник хоть немного разбирается в психологии, по вашему взгляду, осанке, телодвижениям он поймёт, лукавите вы или ведёте беседу искренне, волнуетесь или вас что-то раздражает, готовы вы к сотрудничеству или вас сдерживают какие-то сомнения. Вас выдаст то, как вы сидите на стуле, как вы держите руки, ваш взгляд, ваша мимика.

Изначально, будучи неопытными и  находясь в поиске себя, мы примеряем чужие образы, пытаемся вести себя как известные, успешные, состоявшиеся люди, перенимаем их манеры поведения, подражаем им – примеряем их типаж. Это первые шаги на пути самореализации. В действительности, достижение успеха возможно только при формировании собственного образа.

Чужие «маски» и применяемые шаблоны речи выглядят не естественно и подсознательно отталкивают. Вам вовсе не нужно казаться быть лучше, чем вы есть. Важно оставаясь самим собой правильно себя презентовать.  Проанализируйте свои  лучшие качества и сделайте на них ставку.

Но мало просто создать  положительный образ, он не работает в достаточной мере сам по себе. Необходимо уметь контролировать созданное впечатление и управлять им. Все люди сознательно или подсознательно, так или иначе, стремятся к этому. Для того чтобы нужный образ «прижился», нужно определенное время, которое зависит от того, насколько действительно он вам близок,  насколько естественные для вас вещи вы предпочли для применения. Время также нужно и для анализа ситуации. Всё это можно назвать «вживлением в образ». Процесс достаточно увлекательный: реакция людей бывает действительно интересной. В процессе анализа самопрезентации вы заметите, что в одной и той же ситуации с разными людьми вам придётся вести себя по-разному.  Для полного взаимопонимания нужно «настроиться на их волну». Нет определенного шаблона, который можно было бы употребить во всех случаях. Процесс творческий, но игра стоит свеч. Только после того, как вы научитесь анализировать происходящее, вы сможете контролировать процесс и, как следствие, будете им управлять. Целенаправленная работа по «контролю и управлению» собственным образом приводит к необходимому результату – правильной самопрезентации с учётом существующей ситуации.

2. Управление ситуацией.

Успех самопрезентации и любых переговоров зависит от способности слушать собеседника, объективно оценивать и контролировать ситуацию, делать адекватные выводы. Это связано с беспристрастным восприятием и осознанием возможности управлять впечатлением, производимым на публику.  Научиться этому можно с помощью практики «Спокойное присутствие».

Принцип в следующем – надо оставаться в покое при наблюдении за окружающими. При спокойном наблюдении  постепенно успокаивается подсознание, отключается эмоциональное восприятие, и вы спокойно, без страха, волнения и личных домыслов воспринимаете ситуацию нейтрально и просто фиксируете происходящее, подобно видеокамере. Происходящее воспринимается как последовательность фактов, которые просто констатируются, без эмоциональной оценки.

Кстати, у индусов спокойное присутствие – обязательная часть образования. Детей с детства приучают полчаса в день проводить в молчании, в полном покое. Проявляется это потом в невозмутимости характера: обратите как-нибудь внимание, насколько удивительно ровное выражение лица у индусов.

Как тренировать спокойное присутствие? Сначала отработайте навык простого созерцания чего-либо: пламени свечи, приятного пейзажа или картины на стене. Затем поупражняйтесь в спокойном взгляде на человека. Сядьте друг напротив друга на расстоянии примерно 1 метра, примите комфортную позу, и смотрите в глаза, не шевелясь и не отводя взгляда как можно дольше, стараясь ни о чём не думать.

Эта практика придаст вам сил и уверенности в себе. Со временем на вас не возможно будет влиять и управлять вами без вашего согласия. Ваши действия становятся более эффективными даже в непривычных и стрессовых ситуациях, ложные решения принимаются реже.

3. Умение вызвать симпатию у партнёра по общению.

По наблюдениям психологов, 90 % впечатления о человеке создаются в первые 4 минуты знакомства. Поэтому при любых обстоятельствах умение вызывать к себе симпатию непременно благотворно отразится на результате первой встречи.

Помните детскую песенку о том, что дружба начинается с улыбки? Улыбайтесь чаще, улыбающемуся человеку всегда улыбаются в ответ, а это уже готовность к сближению. Важно, чтобы улыбка была искренней, а не как у Джима Кэрри в фильме «Маска», для этого достаточно вспомнить что-нибудь приятное.

Общаясь с новым знакомым, найдите в человеке приятные черты. Как только вы начнёте ему симпатизировать, ответной симпатии не придётся долго ждать! Внимательно слушайте собеседника, проявляя свою заинтересованность к нему. Подчеркните в разговоре что-то общее между вами. Задавайте ему вопросы о его делах,  выражайте одобрение и поддержку лёгкими жестами, уместными шутками и короткими замечаниями.

Держитесь с собеседником на равных, будьте уверенны в себе и собственных силах. Энергичные, активные люди всегда привлекают внимание.

4. Подготовка текста.

Заранее продумайте текст рассказа о себе. Он должен быть чётким, в форме эссе. Старайтесь избегать сложных предложений, т.к. на слух лучше воспринимаются лаконичные фразы.

Беседуя, вы выражаете и обосновываете свою позицию, убеждаете. Ваши размышления должны быть аргументированы, но не категоричны, т.к. ваш собеседник может с вами не согласиться.

Важно чётко представлять, для кого Вы готовите самопрезентацию. Если в вашем рассказе о себе будет немного информации, близкой для собеседника, вам будет легче добиться его расположения и сопереживания, найти с ним общий язык. К тому же максимальный настрой на слушателя поможет справиться с провокационными вопросами.

Постройте свою речь так, чтобы начать красиво, а закончить блестяще! Используйте метафоры, сравнения, краткие, но ёмкие афоризмы (только не переборщите!) И создайте табу на сорные слова (как бы, значит, так-то, как-то так и пр.) У вашего собеседника должно остаться желание продолжить общение даже после вашего ухода.

5. Репетиция.

Чтобы научиться правильно себя держать, достаточно пары репетиций перед зеркалом. Однако не помешает снять самопрезентацию в домашних условиях на видео. Посмотрев на себя со стороны, вы сразу отметите положительные и отрицательные стороны выступления.

Во время самопрезентации или выступления всегда держите в голове цель, для чего вам это нужно. То есть, по сути успех самопрезентации равен достижению поставленных перед собой целей (понравиться работодателю, очаровать собеседницу, влиться в новый коллектив и т.д.).

Василий Чумачёв

 

Похожие страницы:

Как презентовать свою компанию

Продавец от бога: миф и реальность

Преодолеваем страх публичных выступлений

Беспроигрышная тактика ведения переговоров

Развиваем способность к самомотивации

Добивайтесь успеха

Мотивирующая речь Стива Джобса (видео)

 

 

 

 

Tags: , , ,
13.12.2012

ПОНРАВИЛОСЬ? ПОДЕЛИТЕСЬ С ДРУЗЬЯМИ!