В Черногорию на пмж: личный опыт переезда

Несколько лет назад нам захотелось пару-тройку лет пожить за границей, наш выбор пал на Черногорию, страна соответствовала всем нашим критериям: прекрасный климат, побережье чистого Средиземного моря, недорогое жильё, достаточно хороший уровень жизни, несложный для освоения язык (сербский, находясь в группе славянских языков, похож на русский), довольно много проживающих русских в стране, недолгий и доступный по деньгам перелёт из России, если добираться на самолёте и несложный наземный маршрут, если ехать на автомобиле…

За год до отъезда начали учить сербский и перелопачивать интернет в поисках подробной информации о переезде в Черногорию на пмж  ( но по факту всё, что прочитали в сети, совпало с действительностью процентов на 60%), тем не менее теоретически подготовились мы неплохо.

Черногория – страна небольшая, мы решили объехать её по приезду по максимуму, чтобы выбрать для себя идеальное местечко для проживания.

Решили, что месяц будем жить в самом дешёвом жилье и искать квартиру или дом (хотелось бы в идеале) для постоянного проживания. Самым дешёвым жильём оказался номер в хостеле «Sun Hostel» в Будве, который мы отыскали на Букинге, туда мы и отправились.

Поехали на своей машине, чтобы не заморачиваться с продажей и покупкой авто, хотя относительно недорогой автомобиль можно приобрести на месте в Черногории.

дороги в черногорииЕхали по заранее тщательно спланированному маршруту через Украину-Румынию-Сербию, ориентируясь на распечатанную карту и пользуясь навигатором. Добрались до Черногории без особых приключений, а вот в Черногории в самом начале пути навигатор завёл нас на горную дорогу в районе Рожайе, рекомендуя кратчайший путь, и вместо того, чтобы ехать на Колашин, мы двинулись в сторону Андриевицы. Сначала мы не особо расстроились, отклонившись от маршрута, в надежде сэкономить время, поскольку был уже день, и хотелось добраться в Будву до наступления темноты. Но ехать по горному серпантину без ограждения по супер-узкой дороге, на которой едва-едва можно разъехаться со встречным транспортом, особенно с габаритным, – это был настоящий незапланированный экстрим! Если хотите добраться до побережья без седых волос – не сворачивайте с федеральной трассы ни в коем случае, время и бензин всё равно не сэкономите, так как быстро ехать невозможно, а безопасность себе обеспечите.

черногория пмжНомер в Sun Hostel оказался вполне приличным, душ с туалетом собственный, единственное незначительное неудобство – общая кухня. Мы приехали в Черногорию в ноябре, осень в тот год выдалась очень тёплая, и мы успели несколько раз искупаться в море. В Адриатику мы влюбились с первого взгляда! Чистая морская вода, уютные набережные, много зелени, пальм, средиземноморская архитектура, кафешки на каждом углу – всё создаёт курортное настроение. Будва не зря считается туристическим центром Черногории – очень живой и интересный город! Но  мы ведь приехали в Черногорию на пмж , а не как туристы, нужно было решить непростую задачу быстро найти приличное, доступное по цене постоянное жильё. На следующий же день мы отправились на поиски своего местечка. Ещё находясь в России, кроме Будвы отметили такие приморские города как Бар и Сутоморе – по ним мы и прокатились ради первого впечатления. Сутоморе отпало сразу – несмотря на самую недорогую недвижимость на всём побережье и приличный песчаный пляж (песок для загорания мы любим больше, чем гальку, а в Черногории в большинстве своём пляжи галечные),  место пришлось не по душе из-за неразвитой инфраструктуры. Бар понравился своей планировкой: город похож на город в привычном для нас понимании, благодаря расположению на широкой равнине, окружённой горами. В центральной части страны посмотрели столицу Подгорицу и Цетинье (городок также нам показался маленьким и невзрачным), оба от моря далеко – не наш вариант. Из Цетинье в черногорию на пмж которпоехали посмотреть на Котор, мимо проезжали просто сказочно красивое место Негуши – черногорскую деревушку, знаменитую своим негушским сыром и пршутом.  Котор – потрясающе красив, но жить здесь мы не захотели – вместо морского простора узкий залив, город окружён высокими горами, которые слишком «давят»…

В результате выбирали между Баром и Будвой. Назовём плюсы и минусы, может кому пригодится, кто будет стоять перед таким же выбором.
Будва по сравнению с Баром шумнее из-за большего количества туристов, город застроен теснее, в ливневый сезон улицы затапливает (не надолго), здесь меньше центральная набережная и пляж (правда есть в соседних районах Будвы широкие пляжи, позднее нам показалось, что в Баре пляжи чище), беда с парковкой авто (но когда уже знаешь места, где можно припарковаться, это уже не кажется такой уж проблемой), в Будве дороже всё стоит в кафе и магазинах.

черногория пмж будва

В Будве

С другой стороны, от Будвы быстрее добираться до аэропортов и других городов, все интересные и значимые события проходят здесь, в Будве нет мусульман и цыган, которых много в Баре.  Но зато от Бара близко самый большой песчаный пляж – Велика Плажа. И ещё в Баре нам понравились «шумица» (небольшой сосновый лесок возле набережной с круговой дорожкой для бега и уличными тренажёрами) и большой православный храм.

Цены на недвижимость и инфраструктура и в Баре и в Будве примерно одинаковые. Дома в хорошем состоянии нам оказались не по карману, искали квартиру. Через месяц мы переехали из Будвы в Бар, поселились в новостройке в 15-ти минутах ходьбы от пляжа. Расстояние идеальное! Так как все города в Черногории маленькие, гулять пешком кроме набережной и улиц негде, а мы любим!

черногория пмж бар

Набережная в Баре

Бар, кстати, от одного конца до другого прогулочным шагом за 40 минут проходишь. В общем, и море близко, так, что каждый день можно купаться и прогуляться туда-обратно неплохо! Квартиру помог найти русский агент по недвижимости. Если планируете приобретать жильё в Черногории, делайте это только через агентство, чтобы избежать риска покупки недвижимости с обременением. Приобретая квартиру, учтите, что в Черногории дома, как правило, строятся без центрального отопления, поэтому если не хотите зимой постоянно дрожать от пронизывающего до костей холода и бороться с ненавистной плесенью, выбирайте такую квартиру, чтобы окна выходили на ЮЖНУЮ сторону!!! У нас в квартире, смотрящей на запад, была печка для дров и электрическая батарея, и мы мёрзли все три года, что прожили в этой чудесной тёплой стране  (дровами и брикетами топить замороченно, электричество дорого стоит, кстати, чтобы экономить электричество, обязательно выключайте бойлер!). Греться зимой ходили из дома на набережную ))

После того, как определились с жильём, нужно было как-то легализоваться. Поскольку в планах было зарабатывать на жизнь собственным делом, решили открыть фирму, на основании чего получить временный вид на жительство (боравок), с возможностью ежегодно его продлевать. Через год поняли, что сглупили и лучше было бы «визаранить» (т.е. выезжать из страны) каждый месяц – гораздо дешевле, чем содержать фирму (( , мелким бизнесом можно заниматься и не открывая DOO, тем более если ориентирован он в основном на русских, проживающих здесь, как получилось у нас…

Насколько хорошо нужно знать сербский язык? Если есть намерение полностью  и надолго ассимилироваться, получить потом постоянный вид на жительство, вести бизнес, нацеленный не только на русских, но и на местных жителей, конечно язык лучше знать, как свой родной. Но нам хватило самостоятельного изучения, небольших обучающих курсов и немного практики общения с местными, чтобы накопить достаточный лексический запас и объясняться на «бытовом уровне» в кафе, магазинах, больницах и гос.учреждениях. Преодоление языкового барьера прошло довольно быстро, в течение нескольких дней.

Чтобы открыть фирму, нужно найти бухгалтера, который поможет с оформлением, а потом будет вести дела и сдавать отчётность в налоговую. Человек должен быть проверенный, с хорошей репутацией. Найти можно, обратившись за советом в любую русскоязычную группу в Фейсбуке, на тему Черногории. Если нет своего аккаунта в этой соц.сети, обязательно создайте, так как русские в Черногории между собой общаются и оказывают поддержку именно здесь. Документы на боравок можно подать самостоятельно, ничего сложного нет, так получится сэкономить приличную сумму.

С местными жителями тоже общались, про менталитет черногорцев были наслышаны, но люди есть люди, везде хватает и хороших и не очень. Несколько раз они нас приятно удивляли, к примеру, у банкомата случилась с нами такая история, операция по выдаче денег подвисла, мы расстроенные забрали карту и побрели восвояси, вдруг слышим сзади «Парэ! Парэ!» (деньги на разговорном сербском), – это нас окликнули молодые люди, которые подошли к банкомату после нас и увидели, что автомат выдал купюры. Представляете, какая сознательность?! Или спросили мы как-то у прохожего, где что-то там находится, человек шёл нам навстречу, увидев, что мы плохо ориентируемся, довёл нас до места, хотя нам было в противоположную сторону… К русским черногорцы все по-разному относятся, в целом дружелюбно и сдержанно. По большому счёту, думаем, что излучаешь, то и получаешь…

черногория пмж отзывыПрожили мы в Черногории три замечательных незабываемых года: много путешествовали, поднимались пешком в горы, побывали в очень красивых местах, сделали тысячи фото, много купались и загорали, общались с разными интересными людьми, трудились, и отдыхали, любовались неповторимыми морскими закатами, объедались смоквой ))). Этот был прекрасный этап в нашей жизни и ни с чем не сравнимый опыт. Если вы хотели бы уехать жить за границу, но сомневаетесь, – отбросьте сомнения, выходите из зоны комфорта и отправляйтесь на поиски возможно самого главного в вашей жизни приключения, в любом случае получите массу положительных впечатлений, а если что – всегда можно вернуться…

Наталья Капорская

Tags: , ,
23.04.2019

ПОНРАВИЛОСЬ? ПОДЕЛИТЕСЬ С ДРУЗЬЯМИ!