Аджан Хуберт: Медитация и духовный путь

медитация аджан хубертАджан Хуберт – буддийский учитель, известный среди духовных искателей как удивительно светлый, доброжелательный человек, передающий опыт медитации и основ буддийской философии. Аджан по происхождению поляк,  10 лет прожил в России, прекрасно владеет русским языком. Провёл 10 лет в тайском лесном монастыре. В настоящее время его семинары и ретриты очень популярны,  учитель приносит осознанность в жизнь множества людей, вдохновляя на духовные практики.

Опыт, полученный на ретрите с Аджаном Хубертом, для многих является самым ценным и глубоким опытом в жизни, зачастую участники хотят вернуться, повторить свои переживания, продолжить начатый процесс внутренних трансформаций.

В интервью Аджан рассказывает о медитации в процессе духовного развития человека.

Что такое медитация? И в чём особенность буддийской медитации?

Я часто сравниваю медитации с зеркалом. Когда утром просыпаемся прежде чем выйти  из дома по своим делам , мы обязательно  заходим в туалет в ванную комнату, смотрим на себя в зеркало и приводим в порядок, смотрим за внешним видом.  Нас волнует быть красивым и чистым и опрятным, но мы не смотрим какие у нас эмоции, какие у нас мысли, и выходим часто раздраженными, эгоистичными. Медитация это как зеркало, которое помогает нам смотреть за собой внутри, за своими внутренними состояниями. Достаточно ли мы позитивны и радостны, есть ли желание давать что-то людям, чем-то делиться, что-то делать, принося пользу другим.

Медитация это практика, которая помогает создавать нашу жизнь, начиная внутри себя со своих переживаний, своих эмоций, своих мыслей, создавать снаружи красивую обстановку.

Подход к медитации может быть индивидуальный. Будда говорил, что нужно найти свой серединный путь, свой неповторимый серединный путь. Практика своего уровня, со своей скоростью, темпом. Это уникально не только потому, что мы не похожи на другого человека, практика не похожа на свою практику, какой она была вчера.  Каждый момент неповторим,  жизнь требует нашего познания, в каждый момент самопознания мы можем найти свой баланс.

Буддийская практика больше склоняется к тому, чтобы предоставлять суть, то что нужно нашему уму, нашему сердцу.  Все мы хотим счастья. Будда говорит мы хотим быть свободны от страданий, хотя они могут по-разному проявляться, но суть одна, практика медитации помогает нам прислушиваться к себе, к своему уму на трех уровнях (физический, эмоциональный, ментальный), к своему телу, заботиться о себе.

Отслеживать свое дыхание в медитации – это не только буддийская практика, это элементарно, потому что дыхание у всех нас есть. Я помню первую медитацию. Я ничего не знал, просто наблюдал дыхание. Огромное спокойствие пришло, умиротворение. Ум был свободный в тот момент от мыслей, от вовлечённости и беспокойства.

Стресс это одна из причин болезней нашего физического тела.  Какие есть методы в буддийских традициях для преодоления стресса? Насколько они эффективны для современного человека?

Практикуя медитацию, мы обращаем внимание в самом начале на своё тело, когда наблюдаем за дыханием. Медитация при ходьбе: наблюдаем за своими шагами, шаг левый, шаг правый, наблюдая ощущения. Когда в самом начале мы обращаем внимание на тело, видим что в жизни нет стрессов.  Когда мы смотрим за дыханием, нет беспокойства о будущем, о прошлом. Когда мы идём, тела наши свободны, сильны и здоровы.  Ум всё усложняет, когда мы думаем умом, очень всё сложно. Я такой пример привожу: что нужно для поддержания жизни? Нам нужно кушать, питание, без еды невозможно сохранить здоровье. Не нужно ничего больше, организм всё сам делает дальше, сам пережёвывает, сам переваривает, сам усваивает и поддерживает жизнь. Мы не думаем при этом и не переживаем, усвоится или не усвоится, переварится – не переварится. Когда же мы живём, занимаемся какой-то деятельностью, нам часто это приносит какие-то беспокойства, мы думаем мы должны быть во всем успешны, у нас должно всё получиться, я должен со всем справиться, со мной должны считаться, мы хотим этого жадно. Будда говорил о том, что страданий больше всего от жадности. Жадность это желание, которое сначала может быть маленьким, потом становится большим, разрастается, становится непомерным, превращается в жадность, которая никогда не может быть утолима. Когда что-то не получается, возникает разочарование, раздражение, депрессия. Я хотел чего-то достичь, а у меня не получилось. Опускаются руки, потому что боюсь, а вдруг опять не получится.

Мы давно живём на земле, за миллионы лет жизнь позаботилась о том, чтобы мы сохранились, чтобы мы развивались.  Жизнь сама о себе позаботится. «Я во всём должен участвовать, я всё должен проконтролировать» – это эго.  Отсюда и страдание, потому что оказывается и не могу себя контролировать, и не могу всё успеть…

Многие практикующие устают от жизни, страдают и ищут в практике поддержку, потому что жизнь очень беспокойна, напряжённая жизнь в обществе, в семье, от них требуется много, и они хотят найти силу в практике, они часто впадают в крайность, останавливаются. Это ум придумывает: я устал, со мной плохо обошлись, это слишком много для меня, я не буду в этом участвовать…

Когда мы возвращаемся к телу, мы видим, что дыхание не останавливается, ни на мгновение лёгкие не остановились.

У нас такой потенциал в теле, а там нету никаких фантазий. Очень просто: вдох – выдох. Ничего не страдает. Тело утром просыпается очень отдохнувшим, оно бодрое. Ум говорит: нет, я ещё пять минут посплю, не хочется вставать, там дождливо, депрессивно…

Насколько в достижении наших материальных и духовных результатов имеет значения наша карма? Вообще что такое карма?

Будда учил, что карма это не то, что мы сделали в прошлом, это не результат сейчас. Карма – это причина, это то, что мы сделаем сейчас. На трех уровнях: мысли или эмоции, речи, действий. То, что мы сейчас делаем. Это как семена, которые сейчас сажаем.

Если я раздражителен, я вспыльчив, я злюсь очень часто, сейчас я не могу быть добрым,  не могу улыбаться в конфликтной ситуации, но я могу практиковать и развивать эти качества, и сейчас то,  о чем я подумаю, что я почувствую, что я скажу, что я сделаю, сейчас это будет формировать новое русло моей жизни.

 Человек решил поменять как-то свою жизнь, он устал от этих стрессов, от этой суеты и беготни, и например, у него нет возможности встретиться с вами или попасть на ретрит, но у него есть такое желание что-то менять, что бы вы порекомендовали для таких людей?

Чтобы вся практика была как медитация. Присматриваться к себе, прислушиваться. Если это желание, откуда оно, что мотивирует меня на это, что побуждает меня к этому. Тогда мы увидим, что я хочу отказаться допустим от моей вспыльчивости, потому что я замечал ни один раз, что когда я раздражён, я злюсь, то я сделал то, что не надо, потом это приносит страдания.  Я увижу, что моё качество приносит мне самому или близким, родным, кто меня окружает страдание, и  тогда начну практиковать отпускать это. От  того, насколько я это увижу, что это мне мешает, будет зависеть насколько я старательно буду меняться.  Придёт понимание, что делать, чтобы в следующий раз не раздражаться, быть осознанным, быть внимательным. Если честно, никакие тренинги и семинары, ничто не поможет, если мы сами не решили, сами не захотели меняться, если у нас не будет мотивации.

Любая духовная практика, любой вид воодушевляет, приносит энергию. Хорошо, когда мы все вместе встретились и зарядились энергией, воодушевились будем вместе практиковать, будем развиваться, будем стремиться к лучшему. Но мы остались одни через час, через день, через семь дней и попали в естественные условия, когда на работе конфликт. И тогда от нашей мотивации зависит, насколько действительно я вижу, что какие-то качества мои, какие-то мысли приносят страдания, зависит, хватит ли мне в тот момент спокойствия, или в тот момент я оправдаю себя, я скажу это моя вспыльчивость, ум очень лукавый, он может объяснить всё. Когда мы проникаемся, мы видим, мы действительно осознаем, тогда следующий шаг – приходит понимание, что раздражаться это неумело и что злиться это бесполезно, что жажда и страсть очень часто приносят страдания, это неумело и я понимаю природу этого качества и вслед за принятием следует следующий шаг сразу – отпускание.

Сколько времени надо в день посвящать духовной практике? И кроме медитации есть ещё какие-то другие методы?

Повторение мантр – это буддийская практика, которая успокаивает ум. Есть разные техники медитации, которые позволяют отпустить вовлеченность и успокоить свой ум, сосредоточиться на чём-то спокойном: на произнесение, на каком-то визуальном объекте, на звуках природы.

Практика самопознания – випассана. Випассана на языке пали означает буквально видеть вещи такими, какие они есть. Очень часто когда, ум неспокойный, он не может увидеть, и даже если он увидит, он не может принять.

Медитация в повседневной жизни развивает внимательность и осознанность в естественных условиях.  Практика медитации, практика самопознания распространяется на всю нашу жизнь. Нет лучшего организатора духовной практики, чем наши домашние. Они всегда создадут такие условия, помогающие нам практиковать.

Наша практика – словесная речь, наша практика – наши поступки. Часто у людей даже нет времени поздороваться, спросить как дела, пожелать всего доброго. Люди ходят в масках, то есть они постоянно играют и привыкают играть, поэтому болеют, поэтому и страдают.

Какая-то аскеза – это тоже наша практика.

Как распознать результаты своей практики?

Результаты практики хороши тогда, когда их видят другие. Не когда мы сами скажем, я сижу, медитирую, сидел до этого 10 минут, сейчас полчаса, я стал таким добрым человеком, таким хорошим, я развиваюсь. Моё мнение очень часто может быть субъективным. Когда моя практика так трансформирует меня, так меняет меня, и моё отношение, и мою жизнь, и мою активность, моё поведение, что это видят и другие. Они заметят, что я стал чаще улыбаться, что я стал счастливым, что я стал спокойным, что может конфликты легче переживаю, переношу что-то может легче, помогаю с добротой, с отзывчивостью. Это более объективно.

Tags: , , ,
09.03.2020

ПОНРАВИЛОСЬ? ПОДЕЛИТЕСЬ С ДРУЗЬЯМИ!