Почему дети не хотят учиться в школе и что с этим делать? Советуют психологи

 

ребенок не хочет учиться“Не пойду в школу!” – когда ребёнок заявляет такое, это серьёзный повод для беспокойства. В этой статье описаны основные причины, по которым ребёнок не хочет учиться в школе и советы психологов, что делать родителям в такой ситуации.

Есть дети, которые с неохотой рассказывают дома о школе. Это происходит, когда ребёнок понимает, что родители интересуются его школьной жизнью формально, без искреннего интереса, лишь бы спросить и услышать в ответ дежурное «нормально».

Если у вас такие отношения с ребёнком, меняйте их!

Разговаривайте с ним о школьных делах, внимательно слушайте и вникайте, образно говоря, читайте между строк, ведь ребёнку не всегда легко пойти на откровенность.

Выстраивайте доверительное, откровенное, доброжелательное общение, лишённое едких родительских упрёков, замечаний и досадной детской реакции: «Эх, зачем я им рассказал, так и знал, что только хуже будет!»

Основные причины, почему ребёнок не хочет ходить в школу

Психологи выделяют несколько типичных причин, вызывающих у ребёнка неприятие необходимости посещать школу.

Потеря интереса к учёбе

Ребёнок говорит, что не видит смысла в учёбе, учит уроки с большой неохотой после множества напоминаний, дневник пестрит плохими отметками. В один прекрасный день чадо объявляет: «Не хочу больше ходить в школу!», и вам приходится практически насильно выдворять его по утрам из дома. Родителям нужно сделать так, чтобы ребёнку стало интереснее учиться, чтобы он чувствовал удовольствие от процесса познания нового, усилить его мотивацию к получению знаний. Эта работа должна быть ежедневной.

Не принуждайте ребёнка к учёбе угрозами, шантажом, наказаниями. Это вызовет сопротивление и утвердит его в мысли, что ничего хорошего в школе нет, раз ещё и страдать из-за неё приходится. Для поддержания интереса к обучению поощряйте познавательные увлечения ребёнка. Если ему нравится какой-то предмет или область знаний, купите дополнительную литературу, запишите на факультатив или в кружок по этому предмету, сами читайте и рассказывайте ребёнку занимательные факты, разделите с ним его увлеченность. Почувствовав вкус к изучению хотя бы одного-двух предметов, ребёнок станет более старательно готовиться и по другим дисциплинам, перенесет на них возросшую познавательную активность.

Младшие школьники задают родителям очень много вопросов. Кто же ещё поможет им разобраться в особенностях природы, человека, общества и взаимосвязей между ними, сформировать в своем сознании правильную картину мира? Необязательно быть эрудитом, чтобы ответить на все «почему» ребёнка. Если родитель затрудняется ответить, он обычно ссылается на занятость и обещает дать пояснения чуть позже. Затем читает нужную информацию в энциклопедии либо Интернете. Но будет лучше, если вы признаетесь ребёнку, что не знаете ответа на его вопрос, но вам нравится узнавать что-то новое, поэтому вы с радостью найдете материал для пояснений и обсудите его с «почемучкой». Этим вы покажете: от того, что познаешь, делишься знаниями, можно получать удовольствие. Желательно, чтобы среди друзей ребёнка были дети, которые хорошо учатся, относятся к школьной учебе с энтузиазмом, он невольно будет им подражать.

Обсуждайте с ребёнком важность учебы, рассказывайте, что, не отучившись в школе, нельзя пойти учиться дальше, на более высоких уровнях образования, приобрести профессию, стать грамотным высокооплачиваемым специалистом. Приводите в пример свое отношение к учению, факты из биографий известных людей, великих ученых. Поговорите о современном рынке труда: человеку приходится учиться в течение всей жизни, чтобы быть востребованным у работодателей. Ребёнок должен понимать, что он живет не только для того, чтобы просиживать «для галочки» в школе, развлекаться, играть с друзьями, вкусно кушать. Впереди его ждет взрослая жизнь, ему нужно будет работать, чтобы получать деньги, и у него обязательно все сложится хорошо, если сейчас он будет ответственно относиться к учебе и получать знания.

Ребёнок может временно утратить интерес к учебе из-за перегруженности и хронической усталости. Первоклассника лучше отдавать в один кружок. Допустимо и в два, но при условии, что кружки находятся недалеко от дома и ребёнок не часто болеющий. Учащимся 2—4 классов будет достаточно двух кружков, идеально, если это будет спортивная секция и кружок по интересам. Школьнику должно хватать времени на отдых, прогулки, ему нужно высыпаться. Младшему школьнику можно поспать и днем. Если ребёнок будет систематически подвергаться учебным перегрузкам, то это отрицательно скажется на состоянии его здоровья и особенно нервной системы. С утра перед школой постарайтесь создать у ребёнка бодрое, оптимистичное настроение, сделайте вместе зарядку под любимую музыку, накормите чадо вкусным завтраком, напомните, какое поощрение его ждет на ближайших каникулах за серьезное отношение к учебе.

Ухудшение отношений с учителем

Первый учитель будет наставником вашего ребёнка продолжительное время — с 1 по 4 класс. Перед тем как отдать ребёнка в школу, родители проводят целое расследование, чтобы определиться, какому учителю доверить свое чадо: узнают отзывы родителей старшеклассников о первых учителях их детей, консультируются у других педагогов и дирекции школы.

На выбор учителя влияют психологические черты будущего первоклассника. Если он чересчур шустрый и непоседливый, то лучше отдать его в класс учителя, который умеет дисциплинировать учеников. Для ранимого, впечатлительного, застенчивого ребёнка нужен добрый, внимательный, отзывчивый педагог. Если ваше мнение не интересует дирекцию и она распределяет ребёнка к педагогу на свое усмотрение, не огорчайтесь. Нет хороших и плохих учителей, у любого из них есть свои достоинства и недостатки. Да, они специалисты по обучению и воспитанию школьников, но прежде всего они обычные люди со своим набором эмоций и жизненных проблем. Установите с учителем доверительные, доброжелательные отношения, будьте вежливы. Выясните, чем его не устраивает поведение ребёнка. Расскажите учителю об особенностях темперамента сына или дочери, привычках. Учитель наблюдает за ребёнком изо дня в день, видит его слабые и сильные стороны как ученика и как личности, поэтому он может дать вам к дельные советы по воспитанию вашего чада. Прислушивайтесь к мнению учителя: опытные педагоги редко ошибаются.

Если видите в этом необходимость, попросите учителя быть более терпимым и справедливым к вашему ребёнку. Беседуйте наедине, не в присутствии ребёнка. С ребёнком отдельно обсудите причину конфликта с учителем. Объясните, что если педагог критикует его, значит, нужно не обижаться, а работать над исправлением своего поведения, негативных черт характера. Если поведение и успеваемость младшего школьника сносные, а учитель придирается или в открытую третирует его, вам не удается прийти к компромиссу, то, скорее всего, ваш ребёнок и педагог слишком разные люди. Учителю не хватает душевности и педагогического мастерства, чтобы не смешивать личное отношение к нелюбимому ученику с профессиональным подходом к нему. В такой ситуации лучшим выходом станет перевод школьника в другой класс.

Конфликты с одноклассниками или старшеклассниками

ребенок не хочет учиться что делатьЧасто ребёнок отказывается идти в школу из-за того, что кто-то из детей его обижает, дразнит, унижает, запугивает. В очередной раз мы возвращаемся к важности формирования у ребёнка нормальной самооценки. Школьник с адекватной самооценкой, уверенный в себе, самостоятельный и самодостаточный не будет обращать внимание на насмешки и провокации недоброжелателей, отнесется к ним по-философски и проигнорирует. Для профилактики ссор с одноклассниками поясните ребёнку, что невозможно нравиться абсолютно всем, ведь и ему тоже нравятся не все люди. Внушите ребёнку, что не стоит тратить нервы на выяснение отношений с людьми, которым ты Несимпатичен, нужно оставить их наедине со своей злостью и прочим негативом и общаться с теми, с кем тебе комфортно и легко.

Школьники — мастера дразниться и высмеивать, придумывать друг другу обидные прозвища из-за отличительных черт внешности, поведения. Ребёнка могут задевать умышленно, зная, что он способен на бурную реакцию, и провоцировать ее, чтобы повеселиться. Посоветуйте ребёнку игнорировать все обидные провокации, относиться к ним как можно равнодушнее, хладнокровнее, не общаться с обидчиками.

Более сильные и крепкие ровесники и старшеклассники имеют дурную наклонность самоутверждаться за счет слабых: толкаются, дерутся, отбирают и портят вещи. Действовать они предпочитают компанией. При таких обстоятельствах главное, что должен сделать ребёнок, — дать понять притеснителям, что он их не боится и может дать сдачи, но размахиванию кулаками предпочитает переговоры. Ребёнку нужно демонстрировать смелость, спокойную уверенность в себе. Эта тактика подходит для распоясавшихся одноклассников или ровесников. Если они не прекратят агрессию, обращайтесь к учителю ребёнка. Сложнее обстоит дело со старшеклассниками: ученику младших классов не стоит что-либо им доказывать, сила будет не на его стороне.

Обратитесь к директору школы, предупредите учителя ребёнка и классного руководителя хулиганов. Свяжитесь с родителями обидчиков, это подчас дает наилучший эффект. Дети недолюбливают ябед, но практически все младшеклассники активно жалуются учителю и родителям друг на друга, потому что таким образом пытаются защитить себя.

Давайте ребёнку возможность самостоятельно попытаться выйти из конфликта, подсказав, как это можно сделать. Чаще давайте ему теоретические и практические (в виде тренинга) уроки «житейской конфликтологии».

Если вы поспешите вмешаться, одноклассники могут начать относиться к ребёнку с презрением, как к жалобщику и «предателю». Вмешивайтесь только после того, как ребёнок предпримет несколько неудачных попыток разрешить конфликтную ситуацию или агрессия в его адрес станет откровенной.

Родители в присутствии детей эмоционально обсуждают поступки своих коллег по работе, знакомых, отрицательно отзываются о них. Дети берут с них пример и тоже делают устную оценку событий и людей. Если вы будете чаще давать окружающим положительные характеристики, ребёнок научится видеть в людях не только недостатки, но и позитивные качества. Настоящий ябедник получает удовольствие, когда по его доносу наказывают других, может наушничать из ревности, мести. Объясните ребёнку, что ябедничать со злорадством о том, что тебя не касается, не нужно, тогда «доносчику первый кнут». Но можно пожаловаться, если тебя обижают и у тебя не получается защититься самостоятельно.

В начальной школе редко встречается травля одних детей другими — моббинг (от англ. mob — толпа). Но в средней и старшей школе травля — нередкое явление. При моббинге ребёнка могут высмеивать, воздействовать физически, бойкотировать, создавая его изолированность от группы детей или всего класса. Дети, устраивающие травлю, — изощренные психологические провокаторы, они создают такие ситуации, что при любом исходе можно будет сделать виноватой жертву. Классический Прием юных манипуляторов: начать травлю с обвинения ребёнка в том, чего он не делал, чаще всего в распространении порочащих слухов об обидчике или его семье. Даже если бы ваш ребёнок и распространял такие слухи, это не повод для травли. Во время моббинга ребёнку постоянно угрожают и запугивают, чтобы он не жаловался взрослым.
Важно, чтобы ребёнок доверял вам, имел привычку всем делиться — и хорошим, и плохим, не сомневался, что вы всегда ему поможете.

Моббинг нужно искоренять. Если ваш ребёнок пострадал от него, сделайте все, чтоб обидчики понесли наказание. Ребёнка, возможно, будет лучше перевести в другую школу. Чтобы предупредить моббинг, формируйте у ребёнка с раннего детства уверенность в себе, умение давать отпор, психологическую устойчивость, понимание того, что он никому ничего не должен, он не хуже других, никому не позволительно унижать его и вообще все люди имеют равные права. Предостерегите ребёнка от дружбы с теми, кто занимается моббингом, объясните, что эти дети поступают подло и низко, а жертв зачастую выбирают из числа своих «друзей».

Учите детей рассказывать о себе, интересоваться желаниями и мыслями тех, с кем они общаются. Если ваш ребёнок непопулярен среди одноклассников, стоит задуматься, чем это вызвано, и внести коррективы в имидж ребёнка.

Бывает, что ребёнок чувствует себя в классе одиноко, обособленно. Чаще так происходит с детьми стеснительными, малообщительными или чрезмерно и неумело стремящихся занять позицию лидера. В любом из этих случаев нужно развивать коммуникативные навыки ребёнка, учить его правилам и культуре общения. Заручитесь поддержкой учителя, чтобы он вовлекал стеснительного ребёнка в совместную учебную и внешкольную деятельность с другими учащимися, обратил внимание одноклассников на положительные черты ребёнка. В младших классах дети прислушиваются к мнению учителя. Непризнанному лидеру следует стать менее напористым.

Учтите, что ребёнок должен быть опрятно, модно одет и обут. Физические недостатки можно завуалировать: очки заменить контактными линзами, некрасивые зубы выровнять, торчащие ушки спрятать за подходящей прической. Полного ребёнка перевести на здоровое питание и приучить к физкультуре; слабого, неспортивного учить играть в подвижные и спортивные игры. Ребёнку, который не умеет постоять за себя, также поможет спорт, запишите его в спортивную секцию. Если ребёнок общительный, доброжелательный и дружелюбный, дети тянутся к нему, несмотря на внешние недостатки. Посоветуйте ребёнку проявлять инициативу при установлении контакта с потенциальными друзьями, побуждайте приглашать одноклассников в гости, вместе гулять после школы, посещать кружки, приглашайте на праздники, вылазки на природу. Если у ребёнка будет в классе несколько надежных товарищей и ровные отношения с остальными детьми — замечательно.

При переходе в другой класс или школу ребёнку понадобится время, чтобы установить связи в новом коллективе и приобрести товарищей. Посоветуйте ему присмотреться к детям с похожими характером, увлечениями, быть уверенным, открытым и общительным. Имея нормальные, товарищеские отношения с большинством одноклассников, ребёнок ходит в школу с желанием и даже учится лучше.

Плохая успеваемость

ребенок не хочет учиться что делать советы психологаРодители ждут от детей наилучших показателей в учёбе, но не все в силах того или иного ребёнка.

Малыш может придумывать предлоги, чтобы не ходить в школу, если у него низкие отметки. В зависимости от реакции родителей он боится порицания с их стороны, наказания, или сильно переживает, что родители будут меньше его любить. Над отстающим учеником могут подсмеиваться одноклассники.

Бывает, что ребёнок так волнуется перед контрольной работой или диктантом или просто при мысли, что придётся снова отвечать, пытаться соответствовать ожиданиям родителей и учителя, что у него с утра болит живот и даже открывается рвота, то есть наблюдаются психосоматические реакции. В дальнейшем может развиться невроз.
Прежде всего, родителям нужно пересмотреть свое отношение к успеваемости ребёнка и понять следующее.

Все дети не могут быть отличниками, у них по-разному развиты познавательные процессы, разные интеллект, характер, темперамент, уровень притязаний, здоровье.
Ребёнок с задержкой психического развития, нарушениями в эмоционально-волевой сфере будет испытывать трудности в учебе.

Наличие хороших отметок не означает наличие столь же хороших знаний.
Отметка не всегда объективна.
Мало заучить материал, нужно уметь применить его на практике, тогда знания будут полными.

При плохих отметках ребёнок должен ощущать, что вы не одобряете не его лично, а его поведение, которое привело к снижению успеваемости. Самого ребёнка вы любите, несмотря на то, успешно или неуспешно он учится.

Ребёнку нужно растолковать, что он учится не для родителей, а для себя, поэтому он сам должен контролировать, что ему задали на дом, и самостоятельно делать домашние задания. Напоминаю, что в 1—3 классах ребёнку понадобится достаточно много родительской помощи при подготовке уроков. В основном она будет заключаться в направляющей и контролирующей функциях, в объяснении плохо понятого материала.

Надо хвалить за каждую хорошую отметку, а за плохую не ругать слишком бурно. Нужно показать ребёнку, скажем так, умеренное неодобрение и поинтересоваться, что помешало получить более высокую отметку: не понял тему, плохо закрепил её дома, на уроке отвлекал сосед по парте, неважно себя чувствовал и т. п.

 

Похожие статьи:

Учим детей содержательной самооценке

Доверительные отношения между родителями и детьми

Депрессия у подростков

Tags: , , , , ,
01.06.2020

ПОНРАВИЛОСЬ? ПОДЕЛИТЕСЬ С ДРУЗЬЯМИ!